Monoceros

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Monoceros » Реконструкция » Обувь


Обувь

Сообщений 1 страница 25 из 25

1

Создание этой темы и выкладки материалов по обуви от меня ждали долго вот что мне удалось нарыть очень качественые мануалы
Приветствуются фотографии из музеев 1450-1475 годов сословие горожан

0

2

Изготовление стилизации средневековый кожаной обуви.

В зависимости от используемой выкройки мелкие нюансы будут различаться, но общие принципы и приемы остаются одинаковыми. Наиболее сложны и ответственный этап – подгонка выкройки под размер ноги, так как приходится соотносить размер союзки и размер подошвы, и в этом очень просто ошибиться. Гораздо легче использовать готовую выкройку нужного размера.

Сделанная по такой технологии обувь не является реконструкцией в полном смысле этого слова, так как содержит в себе сугубо современные приемы, но при этом очень функциональна, практична и позволяет добиться довольно достоверного вида обуви.

Основная историческая неточность - такого рода ботинки шились навыворот, подошва бралась из такой же кожи, что и союзка, а потом на мелких гвоздях на нее набивались еще несколько слоев и/или она носилась вместе с сандалиями – паттернами, которые и заменяли подошву. Когда я сделаю таким образом пару себе, - напишу следующий мануал – по изготовлению выворотных ботинок.

Необходимые материалы (количество указано в большинстве случаев приблизительно), примерно на пару ботинок 43 размера:

Материал  Количество 
Кожа марки “юфть” на союзку и ремни 55 см на 50 см прямоугольник
Кожа марки “чепрак ” на подошву 35 см на 22 см прямоугольник

Толстые капроновые нитки 6 – 7 метров
Толстые льняные нитки 2 – 3
Воск Около 150 гр.
Пряжки (зависит от модели) 2 – 4 шт.

Необходимые инструменты:

1. 2 прочные иглы с крупным ушком
2. Канцелярский нож
3. Острые ножницы
4. Шило достаточного для игл диаметра
5. Метчик (ставящий отметки с расстоянием примерно 1 см)
6. Ручка для разметки
7. Утюг для вощения
8. Подкладка для прокалывания шилом (просто кусок мягкой фанеры или войлока)
9. Плоскогубцы (протаскивать иглу)

Процесс изготовления

К коже с тыльной стороны прикладывается и обводится выкройка. Чтобы получить раскрой и правого и левого ботинок, переверните выкройку другой стороной после разметки первого. Из “чепрака” размечается подошва, из “юфти” – союзка ботинок.

Фото “раскрой”

С помощью канцелярского ножа и острых ножниц вырезается раскроенная подошва и союзка. При необходимости это можно вырезать и одним ножом. Процесс требует аккуратности, чтобы не прорезать вкривь и не испортить заготовку. На расстоянии около 5 миллиметров от края подошвы, с лицевой стороны кожи размечается полоса. Далее по ней канцелярским ножом делается надрез, глубиной примерно на 2/5 – половину толщины кожи. Это делается для того, чтобы спрятать нитку, которой будет сшита подошва с союзкой.

Фото “Прорезка канавки”

С обратной стороны, над прорезанным желобком, метчиком намечаются места, которые в дальнейшем будут проколоты шилом под сшивание.
На выкроенной союзке на расстоянии примерно 7 мм от края проводится полоса, по которой затем проводится метчиком.

Фото “метчик”

Если выкройка правильная, то количество отметок на союзке должно быть на 1 больше, чем на подошве, иначе правильно сшить не получится.(на каждый шов в союзке) Если на союзке лишнее количество отметок, то лучше обрезать союзку так, чтобы количество получилось правильным.
Дополнительно нужно разметить метчиком видимые швы.
Следующим этапом отмеченные отверстия протыкаются шилом. Шило нужно подобрать так, чтобы после него иглу с ниткой не приходилось протаскивать плоскогубцами, это сильно упростит дальнейшую сборку.
Чтобы ботинки не промокали, союзку стоит пропитать воском.
Для этого в кожу вплавляют воск утюгом, либо в нагретую тем же утюгом кожу этот воск равномерно втирают.
Следующий этап – сшивание подошвы с союзкой.
Для этого используют капроновую (она достаточно прочная и не гниет) или тщательно просмоленную или провощенную толстую льняную нить.
Сначала нужно приложить союзку и подошву одну к другой так, чтобы они соприкасались носами так же, как это будет в сшитом состоянии. Далее намечается место, где находится более короткая сторона союзки. С нее и начинается сшивание.

Фото “Начало сшивания"

Используются шов “в две иглы”, и по возможности достаточно длинная нить, чтобы можно было пришить всю подошву, не меняя нити.
Самый сложный этап – часть шва начиная от самого носа обуви и далее. Приходится шить по одному стежку, постоянно подтягивая нитку.

Фото “Сшивание носка”

0

3

Следует достаточно плотно стягивать шов, чтобы потом не было щелей в обуви.
Если не хватает длины нити, следует стянуть остатки, завязать в узел, и оплавить этот угол зажигалкой. Дальше шить со следующей дырки.

Фото “Закрепленная нить”

После того, как подошва полностью пришита, нужно прошить видимый шов.
Для этого берут льняную нить, и так же в две иглы сшивают кожу. Узелок нитки прячется, и ботинки фактически готовы.

Фото “Готовые ботинки”

В зависимости от выкройки, могут потребоваться ремни, шнуровка или другой крепеж.
При изготовлении ремней их тоже стоит вощить, но это нужно делать более аккуратно и тратить меньше воска , чтобы они не теряли эластичности.

Кроме того, если предполагается активное использование ботинок не только в помещении, но и на улице, чтобы кожаная подошва не вытиралась, стоит поставить на нее дополнительно микропористую подошву.
Эту услуги осуществляют в любой мастерской по ремонту обуви, при этом “микропорка” позволяет ходить по асфальту, не беспокоясь за сохранность подошвы.

Фото “Микропористая подошва”

Фотографии сшитых таким образом ботинок

0

4

Интересно прочитать

Глава 1. Кожа

Моменту, когда сапожник сможет начать свою работу, предшествуют несколько длительных процессов. Дубильщик должен закупить у забойщиков сырые шкуры. Эти шкуры требуется промыть, обрезать поврежденные и непригодные к использованию участки, удалить волосяной покров и, наконец, продубить.

Идентификация типа кожи была проведена на более чем 60 образцах обуви из лондонской коллекции. Они представляют все периоды, и выбраны из наиболее хорошо сохранившихся и бесспорно датированных образцов. Исследование показало (таблица 13), что заметная смена предпочтений в использовании типов кожи приходится на 13в. На более ранних образцах вместо кожи крупного рогатого скота (КРС) очень часто используется кожа мелкого рогатого скота (МРС) - овечья или козлиная. Некоторые из образцов могли быть изготовлены из оленьей кожи. К сожалению, современные методы исследования пока не позволяют гарантированно различать кожу мелкого рогатого скота по породам. Таблица 13. Типы кожи, использовавшиеся для изготовления средневековой обуви.  Кожа союзки Кожа подошвы
МРС КРС МРС КРС
Середина 12в. 4 1 - -
Конец 12в. - 3 1 -
Нач.-сер. 13в. 8 4 - -
Кон.13-нач.14в. - 3 1 -
Середина 14в. 1 4 1 1
Конец 14в. 2 19 - 2
Начало 15в. 2 9 - 2
Всего: 17 43 3 5

Телячья кожа преобладает среди обследованных образцов союзок с середины 13в., при этом образцы, выполненные из кожи мелкого рогатого скота, продолжают встречаться во всех представленных периодах. В качестве одной из причин этого можно отметить прочность и гибкость такой кожи. Подошвы из кожи мелкого рогатого скота не встречаются позднее середины 14в. Только два образца, датированные 13в., имеют верх из кожи КРС, а подошву из кожи МРС. Весьма интересная иллюстрация к нескольким ордонансам Гильдии Обувщиков, запрещавшим сапожникам использовать разную кожу при изготовлении одной пары обуви.

Одной из причин изменения предпочтений в типе используемой кожи считалось изменение методов дубления. Но исследование, проведенное Роем Томпсоном, убедительно доказало, что от Саксонско-Норманнского периода до 16в. английские дубильщики пользовались в основном дубовой корой. Преимущественное использование кожи КРС может объясняться, с одной стороны, определенными гильдейскими требованиями, за которыми строго следили. С другой стороны, это может быть результатом уменьшения импорта кордовской (козлиной) кожи из Испании, производство которой заметно снизилось вследствие активизации Реконкисты и экономического упадка мавританских владений. Английские дубильщики и обувщики ответили на это попыткой создать внешнее подобие кордовской кожи при помощи окрашивания телячьей кожи в красноватые оттенки. Еще одно возможное объяснение – введение в конце 14в. на рынках Лондона новых правил торговли скотом и продуктами животноводства. Это обеспечило стабильные поставки местных кож (преимущественно КРС) на рынки, откуда в основном и получали сырье лондонские обувщики. Образцы лондонской коллекции, датированные концом 14в. - началом 15в. демонстрируют заметное уменьшение обуви со следами ремонта (Ч.2, гл.5, табл.15) или последующей перешивки (Ч.2, гл.5, табл.16), что свидетельствует об организованных и бесперебойных поставках столь необходимого обувщикам сырья.

0

5

Глава 2. Изготовление обуви

Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард.
Перевод - Dylan, «Дижонская рота».

Дубленые кожи мелкого и крупного рогатого скота, закупленные обувщиком, выкладывались на ровную поверхность и размечались так, чтобы получилось максимальное количество деталей при минимуме обрезков. Метод использования шаблонов для направления ножа при раскрое слоя кожи был, скорее всего, привнесен из Скандинавии, хотя очень опытный закройщик способен выкроить нужную деталь на глаз и без предварительной разметки. Правда, количество длинных узких обрезков, образовавшихся при окончательной подгонке, и найденных в раскопах Лондона свидетельствует о том, что при любом методе, результат не всегда был точен. О том же свидетельствуют и узкие вставки «по месту», обнаруженные на многих образцах.

Выкроенные детали формовались на деревянной колодке, которая использовалась в качестве модели ноги. Колодка, судя по изображениям и сохранившимся более поздним образцам, не была точной моделью конкретной ноги, а, скорее, соответствовала требованиям текущей моды. После формовки на колодке и сшивания, при котором все швы находились на будущей изнаночной стороне, обувь выворачивалась на внешнюю сторону. Именно поэтому такой метод называется выворотным. В наше время обувщики достаточно узко специализируются на определенных операциях процесса производства, в Средневековье же все операции от начала до конца выполнялись одним мастером. В самом деле, ордонанс Гильдии, выпущенный в 1272г., запрещает обувщикам заниматься дублением кож, а дубильщикам шить и продавать обувь. Это означает, что до этого момента как минимум некоторые мастера сосредотачивали в своих руках весь процесс производства – от закупки сырых кож до продажи готовой обуви. Вопреки соблюдению основных признаков каждого стиля, при сравнении образцов достаточно хорошо заметны различия в технике шитья, которые характеризуют предпочтения того или иного мастера. Это особенно хорошо видно, если сравнивать два образца одного стиля и одного периода (например – илл.89 и 90).

На всем протяжении периода, представленного лондонской коллекцией, выворотный метод шитья продолжает оставаться основным – с вариациями, касающимися формы выкройки и количества деталей. Оставив в стороне наиболее ранние образцы, выполненные в традиции 11в., мы видим, что в 12в. подошва и союзка пришивались непосредственно друг к другу швом из мелких (4мм) стежков (илл.72). Но в конце 12в. обычным стало включение в конструкцию ранта – узкой, треугольной в сечении полосы, вшиваемой между подошвой и союзкой для лучшей водонепроницаемости шва (илл.73). В первой половине 15в. этот метод претерпел заметное изменение в конструкции – рант стал более широким, что позволило подшить к нему вторую, внешнюю подошву. Вероятно, что изначально подобный метод использовался для капитального ремонта подошвы, когда уже невозможно было использовать «местные» заплатки. Несколько образцов начала 15в. (из Swan Lane) имеют полностью сохранившиеся подошвы со следами ношения, а поверх них подшита вторая подошва, также со следами ношения. От этого уже было несложно сделать следующий шаг – расширить рант так, что бы пришивать к нему вторую подошву сразу при изготовлении обуви, что гораздо удобнее, чем пришивать ее к нижней подошве или союзке. Этот метод шитья получил название выворотно-рантового. Для прикрепления внешней подошвы в традиции этого метода использовался либо туннельный, либо простой рядный шов (илл.74). Первый вариант обнаружен на находках обуви 15в. в Сити на территории London Boy’s School (к сожалению, эти находки были сделаны слишком поздно, что бы войти в это издание). Второй вариант, аналогичный швам, использовавшимся при пошиве многослойных кожаных сандалий, имеет большинство выворотно-рантовых образцов 15в..

Стежки и швы.

Наиболее важным швом любой обуви является шов, соединяющий союзку и подошву. В представленной коллекции, на всех без исключения образцах использованы варианты рядно-торцевого шва. Этот шов позволяет полностью скрыть нитки внутри обуви, что предотвращает их истирание при контакте с землей и способствует продолжительности использования обуви. При прокладке шва используется метод шитья в две иглы. Отверстия под стежки предварительно прокалываются шилом. Конец нити при окончании шва, как и сейчас, продергивался один или несколько раз через оба слоя кожи и плотно завязывался. На ранних образцах невозможно определить, какой нитью прошивалась обувь, но на образцах 14-15в.в. использовали вощеную льняную нить. Вощение нити обеспечивало большую водонепроницаемость шва, и также способствовало предохранению нити от гниения.

На ранних образцах, датированных 12в. (илл.84-85), подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом, состоящим из стежков длиной 4мм и проходящим на расстоянии 2мм от края кожи. Частые и очень плотно стянутые стежки свидетельствуют об отсутствии в конструкции ранта. Этот тип швов встречается только на нескольких образцах и только в этот период. А поскольку эти образцы принадлежат к разным группам находок, то, возможно, такую технику швов можно рассматривать, как традиционный и постепенно выходящий из употребления метод шитья. В это время начинает развиваться новый метод – рядно-торцевой шов с рантом, который делается стежками длиной не менее 6мм и обычно в 2.5-3мм от края кожи. Тенденция к укрупнению швов продолжится и далее. Возможной ее причиной можно считать следующее – введение ранта вызвало необходимость прошивать три слоя кожи и потребовало использования более толстой нити. На некоторых образцах 14в. отверстия стежков имеют диаметр 1.5-2мм. Соответственно увеличилось и расстояние между ними (до 7-8мм) и расстояние от шва до края кожи (до 4-5мм).

Колодка также использовалась для пришивания различных усиливающих частей. На пяточную часть (особенно на образцах с высоким голенищем) подшивался треугольный или полукруглый кусок кожи, для защиты этого подверженного износу места. Размеры и форма этих деталей были настолько различны, что как-либо стандартизировать их невозможно (для сравнения илл. 93, 106, 107). Их нижний край обычно пришивался к подошве, заодно с союзкой, а для закрепления остальных сторон использовался подшивной шов (илл.75). Его особенность в том, что кожа союзки не пробивалась насквозь, и этот шов был абсолютно незаметен снаружи. Несмотря на то, что при сильном натяжении нити этот шов создавал довольно жесткий, фестончатый край, он использовался на всех подшиваемых с изнанки усиливающих фрагментах, таких, как усиливающие полосы на зоне шнуровки, например. Эти полосы представлены как на ранних, так и на поздних образцах. И подшивались так же, как и усиление на пятке – нижний край непосредственно к подошве, заодно с союзкой, остальные края подшивным швом.

Для соединения краев деталей верха, включая разнообразные вставки «по месту», использовались различные швы, представленные на илл.76-79. Наиболее распространенным из них является торцевой шов, выполненный в две иглы (илл78). Наиболее сложным и поэтому редко встречающимся, является торцевой шов с шерфовкой (косым срезом торца кожи) (илл.79). Рядный шов и торцевой шов, выполненный в одну иглу, довольно часто имеют очень неаккуратный внешний вид и обычно использовались для крепления мелких частей или при ремонте обуви (илл.77).

И, наконец, обметочный шов, которым обработаны открытые края голенищ и разрезов на многих образцах 12-13в.в. По исполнению и назначению он очень похож на подшивной шов, поэтому мы сочли излишним его иллюстрировать. На ранних образцах он обычно выполнялся следующим образом – открытый край кожи загибался внутрь обуви на 5-6мм и подшивался аналогично подшивному шву. На образцах позднего времени использовалась более сложная система – узкая полоса кожи (нередко контрастная по цвету) подшивалась рядным швом снаружи к открытому краю, а после этого загибалась внутрь и крепилась подшивным швом. Существует и третий вариант отделки края и подверженных излишнему растяжению мест – с изнанки к местам, подверженным растяжению или истиранию и требующим укрепления подшивался тонкий льняной шнур (илл.80). Использовавшийся для этого шов практически не отличается от подшивного и обметочного швов. Последний (очень редкий) вариант отделки выглядит следующим образом – узкая полоса кожи складывалась вдвое так, что бы она проходила и внутри, и снаружи края и все три слоя прошивались обычным рядным швом. На самом деле удивительно то, что во всей Европе обнаружено всего несколько образцов с таким простым по исполнению методом отделки края. Из этих образцов лишь один найден на территории Англии (раскопки Клэр Томас в Перте), и ни одного во всех раскопках Лондона.

Подошва и рант.

Подошва обычно делалась из толстой кожи крупного рогатого скота, подшитой рядно-торцевым швом, мездрой внутрь обуви. Делалась подошва, как правило, из одного, или (изредка) из двух кусков. Двухчастные подошвы встречаются в основном на обуви с экстремально длинными носами, распространенной в 14в., и состоят из передней (илл.81) и пяточной частей, которые соединялись каким-либо вариантом торцевого шва.

Рант – треугольная в сечении узкая полоса кожи, которая с конца 12в. вшивалась между подошвой и союзкой для лучшей гидроизоляции шва. Первые варианты ранта представляют собой обычно короткие (100-150мм) полосы кожи, шириной 3-4мм. В ранний период они не всегда вшивались по всей длине подошвенного шва. На одном из «drawstring boot» 13в. (илл.15), который был извлечен в сборе и великолепном состоянии, рант вшит вдоль боковых сторон, но отсутствует на носке и пятке образца. Позднее, рант приобрел вид единой длинной ленты, которая вшивалась по всей длине подошвенного шва.

Мода на экстремально длинные носы в середине/конце 14в. вызвала у обувщиков определенные трудности. В самом деле, такую обувь почти невозможно сшить выворотным методом. В итоге обувщики нашли компромиссное решение. На илл.81 хорошо видно место на передней части подошвы, где рядно-торцевые (обозначены более темным) стежки сменяются рядными стежками, которыми был дошит очень длинный нос образца уже после выворачивания.

Раскройка союзки.

Части, составляющие союзку, также сшивались между собой, пока обувь была вывернута на изнанку. Обувщики всегда старались сократить количество деталей и, соответственно, швов настолько, насколько это было возможно. В ранний период выкройка обычно состояла из одного куска без крупных вставок или приспособлений для застегивания. Соответственно, для соединения верха обуви требовался только один шов, расположенный (почти без исключения) с внутренней стороны ноги. Только с появлением застежки типа «toggle» выкройка несколько усложнилась. Основная часть обуви по-прежнему выкраивалась из одного куска, и только один или оба клапана представляли отдельные детали. Боковой шов, как и подошвенный, зашивался по пробитым шилом отверстиям, торцевым швом в две иглы. Более сложный в исполнении, но надежно защищающий от влаги торцевой шов с шерфовкой обнаружен только на нескольких образцах. Другие швы для прокладывания основного бокового шва не использовались. Но небольшие вставки «по месту», клапаны и язычки зачастую пришивались более простыми швами – рядным или торцевым в одну иглу. Иногда эти швы сделаны сразу иглой, без предварительной разметки и прокалывания отверстий шилом – это придает швам неровный, неряшливый вид.

Несмотря на то, что союзку «drawstring ankle-shoes» возможно выкроить из одного куска кожи, такой прием является исключением (илл.83). Хотя чаще всего это вызвано ошибками в расчетах выкройки. Более высокие «boots», из-за размера голенища, из одного куска выкроить уже невозможно. Образец, изображенный на илл.23, возможно, был переделан из изначально более высокого образца. Дополнительные фрагменты часто были вшиты ломаными линиями швов, с минимальной подгонкой по месту. На илл.40 изображен образец, на котором нижняя часть союзки выкроена из одного куска, а два дополнительных фрагмента вшиты для увеличения высоты голенища. На этом образце все три части союзки составляют изначально запланированную конструкцию и соединены торцевыми швами.

Иллюстрации 89 и 90 представляют ранние варианты обуви с застежкой типа «side-lased», которые, с минимальными изменениями, встречаются во всех собраниях 14-15в.в.. Один из них имеет уникальную выкройку. В отличие от многих образцов с этим типом застежки, разрезы шнуровки расположены отдельно от швов, что снижает нагрузку на них. Снижению нагрузки на швы также способствует усиление разреза и мест шнуровки дополнительным слоем кожи. В позднейшие периоды очень немногие образцы этого типа выкроены из одного куска. Образец на илл.108, например, имеет отдельную переднюю часть, отдельную боковую и заднюю части и прямоугольный фрагмент, составляющий переднюю часть голенища. Зона шнуровки усилена дополнительными полосами на всю длину, что заметно улучшает плотность завязывания и посадки обуви по ноге владельца. Только в 13в. на обуви с застежкой типа «toggle» обувщики начали заранее закладывать в выкройки достаточно крупные фрагменты, а не вставлять «по месту» случайные куски. Основной боковой стык по-прежнему крепился торцевым швом в две иглы, но, как уже говорилось, на фрагментах этот шов использовали редко, предпочитая более простые варианты. Нововведением также явилось использование в качестве усиления подшитого с изнанки шнура. На образцах этот метод очень легко распознается по характерной канавке, оставленной шнуром и ряду обметочных стежков. На «toggle shoes» шнур, обычно, подшивался по краям петель и вдоль обреза подъема, т.е. на места, испытывавшие наибольшее напряжение. Двух- и трехчастные выкройки полностью вытеснили одночастную только к середине 14в.. Эти типы имели, соответственно, два или три основных шва.

Илл. 72. Ранняя конструкция обуви. Простой рядно-торцевой шов.

Илл. 73. Конструкция обуви 13-14вв., рядно-торцевой шов с рантом.

Илл. 74. Выворотно-рантовая конструкция 15в, внутренняя подошва и союзка сшиты рядно-торцевым швом с рантом, внешняя подошва пришита к ранту рядным швом.

0

6

Илл. 75. Подшивной (обметочный) шов.

Илл. 76. Рядный шов.

Илл. 77. Торцевой шов в одну иглу.

Илл. 78-79. Торцевой шов в две иглы и торцевой шов в две иглы с шерфовкой.

Илл. 80. Обметочный шов со шнуром.

0

7

Илл. 82. Начало/середина 12в., выкройка «ankle-shoes». Союзка выкроена из одного куска. Подошва имеет характерную для норманнского периода V-образную пятку. Единственный образец, на котором союзка и подошва соединены подшивным швом. Уцелевшая часть обреза голенища обработана обметочным швом.

Илл. 83. Начало/середина 12в., выкройка «drawstring ankle-shoes» с длинным носком.. Союзка выкроена из одного куска с небольшим утраченным фрагментом, являвшимся одним из клапанов. Подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом. Основной шов – торцевой. Этим же швом присоединен и фрагмент. Обрез голенища полностью обработан обметочным швом. На подошве хорошо заметны следы ремонта – неровные ряды стежков.

Илл. 84. Начало/середина 12в., выкройка «slip-on ankle-shoes». Союзка выкроена из одного куска. Подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом. Основной боковой шов – торцевой.

Илл. 85. Начало/середина 12в., выкройка «slip-on shoes» с вышитым подъемом. Союзка выкроена из одного куска. Подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом. Основной боковой шов – торцевой. Край голенища обработан обметочным швом. Подъем украшен несколькими рядами вышивки.

0

8

Илл. 86. Начало/середина 12в., основная часть выкройки «drawstring ankle-shoes». Полную выкройку составляют еще два фрагмента – большой треугольный, вшитый с внутренней стороны и небольшой клапан. Союзка соединена с подошвой рядно-торцевым швом, все прочие соединения выполнены торцевым швом. Местоположение утраченного усилителя на пятке отмечено полукруглым рядом подшивных стежков. Подъем украшен несколькими рядами вышивки.

Илл. 87. Конец 12в. Полная выкройка «drawstring boots». Основная часть выкроена из одного куска, две крупные детали составляют один из клапанов и часть верха голенища. Части соединялись между собой торцевым швом в две иглы. Союзка крепилась к подошве рядно-торцевым швом. Слева – узкие полосы, усиливавшие передние края клапанов. Они подшивались обметочным швом. Внизу – треугольное усиление пятки. Крепилось внизу заодно с союзкой, верхние стороны закреплены подшивным швом.

Илл. 88 (слева). Начало 13в., выкройка «drawstring ankle-shoes». Образец выкроен из одного куска с небольшим треугольным фрагментом. Союзка и подошва сшиты рядно-торцевым швом с рантом. Это один из первых образцов имеющих рант, сохранившийся на своем месте.

0

9

Илл. 89. Начало 13в., полная выкройка «side-lased ankle-shoes». Союзка выкроена из двух частей (передней и задней), которые соединяются торцевым швом в две иглы. Союзка крепится к подошве рядно-торцевым швом. Рант не обнаружен. Внутренние усиления на пятке и зоне шнуровки пошиты по нижней стороне заодно с союзкой, верхние стороны закреплены подшивным швом. Все открытые края голенища и разреза подвернуты внутрь и закреплены обметочным швом.

Илл. 90. Начало 13в., полная выкройка «side-lased ankle-shoes». Союзка выкроена из одного куска с двумя фрагментами. Крупный фрагмент соединен с основной частью торцевым швом в две иглы, малый фрагмент вшит торцевым швом в одну иглу. Союзка соединена с подошвой рядно-торцевым швом с рантом. Рант состоит из нескольких отдельных отрезков. Открытые края голенища и разреза отделаны узкой кожаной лентой, закрепленной обметочным швом.

Илл. 91(слева) и 92 (справа). Середина 13в., выкройки «toggle ankle-shoes».

Илл. 91. Союзка выкроена из двух частей – основной части и одного клапана. Союзка подшита к подошве рядно-торцевым швом. Открытые края голенища подвернуты внутрь и закреплены обметочным швом. Обрез подъема так же усилен небольшим треугольным язычком, состоящим из двух частей.

Илл. 92. Отличается от предыдущего образца только тем, что края клапанов подшиты укрепляющим шнуром.

Илл. 93. Конец 13в., выкройка «toggle boots». Союзка состоит из основной части и четырехугольного фрагмента на передней части голенища. Части соединены торцевым швом в две иглы. Узкие полосы, усиливающие края разреза, подшиты обметочным швом. Верхний край голенища загнут внутрь и закреплен обметочным швом.

Илл. 94. Середина 14в., полная выкройка «toggle shoes». Подошва сшита из двух кусков торцевым швом с шерфовкой. Значительная по площади заплатка нашита на переднюю часть подошвы подшивным швом. Союзка весьма оригинальной конструкции состоит из 3-х крупных фрагментов, соединенных торцевым швом в две иглы. Все открытые края обработаны узкой кожаной лентой, подшитой обметочным швом. Трапециевидный усилитель на пятке закреплен по нижнему краю заодно с союзкой, остальные стороны – подшивочным швом.

Илл. 95. Середина 14в., выкройка «toggle shoes». Выкройка союзки состоит из двух основных частей – передней и задней. На внутренней стороне задний фрагмент дополняет серия вставок «по месту». Все части соединены торцевым швом в две иглы. Союзка с подошвой соединялись рядно-торцевым швом. Все открытые края подвернуты внутрь и подшиты обметочным швом.

0

10

Илл. 96. Середина 14в., выкройка детских «toggle boots». Союзка выкроена из одного куска, с небольшим треугольным фрагментом с внутренней стороны. Основной шов прошит торцевым швом в две иглы. Подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом с рантом. Шнуры «toggle» продеты в отверстия союзки и закреплены изнутри несколькими подшивными стежками.

Илл. 97. Середина 14в., выкройка «side-lased boots». Выкройка состоит из двух частей – основного фрагмента и четырехугольного куска составляющего внутреннюю переднюю часть голенища. Части соединены торцевым швом впереди посередине голенища. Союзка и подошва соединены рядно-торцевым швом с рантом. Усиливающие фрагменты по зоне шнуровки и пятке подшиты снизу заодно с союзкой, а по остальным сторонам – подшивным швом. Верхний край голенища обработан узкой кожаной лентой, закрепленной обметочным швом.

Илл. 98. Середина 14в., выкройка «front-lased shoes». Выкройка состоит из двух частей, соединенных торцевым швом в две иглы. Небольшой треугольный язычок прикреплен к одной стороне разреза обметочным швом через край. Несколько участков укреплены короткими кусками шнура. Союзка и подошва соединены рядно-торцевым швом.

Илл. 99. Конец 14в., полная выкройка детских «front-lased shoes». выкройка состоит из одного куска, соединенного торцевым швом. Подошва подшита рядно-торцевым швом.

Илл. 100. Конец 14в., полная выкройка «front-lased ankle-shoes». Выкройка состоит из одного куска, соединенного торцевым швом, хотя сейчас, из-за плохой сохранности, образец представляет собой несколько фрагментов. Необычен большой размер усиления на пятках и по зоне шнуровки. Закреплены они как обычно – подшивным швом. Трапециевидный язычок закреплен обметочным швом через край. В качестве застежки использованы два раздвоенных шнура.

0

11

Илл. 101. Конец 14в., полная выкройка «front-lased ankle-shoes». Выкройка состоит из одного куска с небольшим (полностью утраченным) фрагментом. Союзка соединена торцевым швом в две иглы. Подошва пришита рядно-торцевым швом. Края разреза по всей длине усилены шнуром, подшитым обметочным швом.

Илл. 102. Конец 14в., полная выкройка «buckled shoes». Союзка выкроена из двух частей, соединенных торцевым швом в две иглы. Из-за удлиненного носа, подошва состоит из двух частей, соединенных торцевым швом с шерфовкой и подшита к союзке рядно-торцевым швом. Открытые края почти по всей длине усилены подшитым обметочным швом шнуром. Пряжка закреплена загнутым внутрь и подшитым краем кожаной полосы. Пряжечный ремень является отдельной деталью, частично так же усиленной шнуром.

Илл. 103. Конец 14в., полная выкройка «latchet shoes». Союзка выкроена из двух частей, соединенных торцевым швом в две иглы. Из-за удлиненного носа, подошва состоит из двух частей, соединенных торцевым швом с шерфовкой и подшита к союзке рядно-торцевым швом. Открытые края почти по всей длине усилены подшитым обметочным швом шнуром. Раздвоенный ремень застежки является отдельной деталью. Хорошо заметны следы подшивочных швов, которыми, при ремонте слабого бокового шва, были закреплены дополнительные полосы кожи.

Илл. 104. Конец 14в., полная выкройка «latchet shoes». Союзка выкроена из двух частей, соединенных торцевым швом в две иглы. Из-за удлиненного носа, подошва состоит из двух частей, соединенных торцевым швом с шерфовкой и подшита к союзке рядно-торцевым швом. Открытые края почти по всей длине усилены подшитым обметочным швом шнуром. Раздвоенный ремень застежки является отдельной деталью. Также отдельной деталью является узкий ремень с петлями под шнуровку. Этот ремень усилен двумя полосами подшитого шнура.

Илл. 105. Начало 15в., полная выкройка «buckled ankle-shoes». Союзка выкроена из одного куска и соединена торцевым швом в две иглы. Подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом с рантом. Трапециевидное усиление на пятке и язычок полностью утрачены, но следы подшивных швов на пятке и на разрезе подъема показывают их местоположение и позволяют судить о их форме.

0

12

Илл. 106. Начало 15в., полная выкройка «buckled ankle-shoes». Союзка выкроена из одного куска и сшита торцевым швом в две иглы. Подошва и союзка соединены рядно-торцевым швом с рантом. Усиление на пятке подшито по обычной технологии. Дополнительные отверстия на пяточной части союзки и усилении свидетельствуют о том, что подошва на образце подверглась полной замене с почти полным удалением старых швов. Следы торцевого шва на обеих сторонах разреза подъема показывают положение утраченного фрагмента, полностью закрывавшего разрез.

Илл. 107. Начало 15в., полная выкройка «buckled boots». Наиболее сложная трехчастная выкройка, являющаяся прямым предком современных методов кроя. Все детали верха соединены торцевым швом. Подошва пришита к союзке рядно-торцевым швом с рантом. Усиление на пятке подшито в обычном стиле. Язычок подшит к одной стороне разреза обметочным швом, но, судя по нескольким рядам отверстий с этой стороны, он несколько раз заменялся. Открытые края голенища и разреза на подъеме подвернуты внутрь и закреплены обметочным швом. Застежка почти полностью утрачена.

Илл. 108. Начало 15в., полная выкройка «side-lased boots». От выкройки середины 14в. Этот образец отличается только тем, что передняя часть союзки является отдельной деталью. Примененные на образце швы так же не отличаются.

0

13

Глава 3. Пряжки и прочая фурнитура

Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард.
Перевод - Dylan, «Дижонская рота».

Химический анализ материалов, из которых были изготовлены найденные обувные пряжки 14-15вв., дал достаточно интересные результаты. Все 19 образцов конца 14в. изготовлены из железа. На 8-ми из них частично сохранилось защищающее от коррозии покрытие из олова или свинца. На остальных 11-ти аналогичное покрытие, скорее всего, было уничтожено в процессе использования или полностью коррозировало за время пребывания в земле. Во всяком случае, примененными методами достоверно его обнаружить не удалось.

Таблица 14. Результаты анализа материалов, использованных на пряжки в 14-15вв. Период Раскоп Железо Железо с лужением Свинцовые сплавы Медь Всего:
Конец 14в Baynards Castle 11 8 - - 19
Начало 15в. Swan Lane - 2 6 - 8
Начало 15в. Trig Lane - 4 19 1 24
Всего:  11 14 25 1 51

В начале 15в. используемые материалы становятся разнообразнее (илл.109 и табл.14). Из 32-х исследованных образцов только 6 изготовлены из железа с последующим лужением. 25 образцов изготовлены методом литья из свинца или различных свинцово-оловянных сплавов с железной иглой. Эти пряжки очень часто имеют декоративный орнамент, иногда довольно изящный. Только одна пряжка изготовлена из медного сплава, причем этот образец не отлит, а достаточно неаккуратно вырублен из листа. Большинство пряжек закреплено на полосе кожи простейшим методом (илл.110). На полосе кожи прорезали два отверстия, одно посередине, второе чуть ближе к одному из краев, после чего полоса складывалась вдвое, через центральное отверстие продевалась игла пряжки, а через второе отверстие пропускали второй конец полосы. Получившаяся закрытая петля достаточно надежно фиксировала пряжку.

Из всех образцов обуви с пряжками, только на двух, датированных началом 15в., имеются хвостовики. Они практически не отличаются друг от друга. Изображенный на илл.109j хвостовик представляет собой прямоугольную пластину луженого железа, без каких бы то ни было украшений, согнутую пополам и закрепленную на полосе кожи одной заклепкой.

Другая металлическая фурнитура, помимо пряжек и хвостовиков, встречается только на одном образце обуви начала 15в. (илл.60). Три декоративные металлические заклепки с очень широкими (15-17мм) круглыми шляпками наклепаны на голенище этого образца. Как уже говорилось выше, центральная заклепка выполнена из железа, а две боковые из свинцово-оловянного сплава.

Илл. 109. Начало 15в., пряжки и хвостовик. Образцы a, b, d, e, f, g изготовлены из свинцово-оловянного сплава с железной иглой. Образцы с, h, j – из луженого железа. Образец i – из медного сплава.

Илл. 110. Метод крепления пряжки

0

14

Короче, Андрюха, надо бы распечатать все это добро... У тебя принтер работает?

0

15

попробую на работе

0

16

ПИпец,и вы хотите сказать что это сделает современный обувщик?
Хотя знаете ...с таким мануалем может и сделать!
Я пожалуй тоже распечатаю себе!РАЗОРЮСЬ!

0

17

и мне распечатай

0

18

камрад Димон гля чё я тебе скачал на сайте чешских реконов

0

19

1

0

20

2

0

21

3

0

22

4

0

23

надеюсь найдёш здесь чтонибудь интересное

0

24

ANRY написал(а):

надеюсь найдёш здесь чтонибудь интересное

интересно... -0  -)))  только этот тип - ВЫВЕРНУЛ! работу -)  (выворотным швом типа шил... ) у нас же ЧЕПРАК ТОЛСТЫЙ -(  вывернуть не получится. а так интересно и полезно -)

0

25

я рад что тебе понравилось

0


Вы здесь » Monoceros » Реконструкция » Обувь